Аннотация к рабочей программе коррекционной работы по оказанию помощи детям, имеющим речевые нарушения, в условиях логопедического пункта МБДОУ - детский сад № 539
С целью обеспечения диагностико - коррекционного сопровождения воспитанников в МБДОУ - детский сад № 539 (далее - МБДОУ) функционирует логопедический пункт. Содеражение работы и организационные моменты логопедического пункта закреплены Положением о логопедическом пункте, утвержденным руководителем.
В связи с этим разработана рабочая программа коррекционной работы по оказанию помощи детям, имеющим речевые нарушения (далее РП). РП определяет возможные пути включения деятельности учителя - логопеда в работу МБДОУ по реализации ФГОС ДО. РП определяет основыные коррекционно - развивающие технологии и концептуальные подходы.
Теоретической и методологической основой программы являются:
- учение Р.Е. Левиной о четырех уровнях речевого развития детей и психолого - педагогическом подходе в системе специального обучения;
- положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка;
- исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
РП разработана на основе соверменных достижений логопедической науки и практики, детской психологии, специальной педагогики (Н.Н. Подъяков, Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская, А.Г. Арушанова, О.Г. Ушакова, Т.Б. Филичева), отражающих представления о структуре речевого нарушения, особенностях развития детей с нарушениями речи, онтогенезе речи, а также о специфике оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста.
Цель программы - овладение детьми самостоятельной, связной, лексически богатой, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты в условиях логопедического пункта, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Основными задачами являются:
- осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики, выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников;
- подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов логопедической работы в соответствии с программным содержанием;
- всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников;
- формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми,имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии;
-обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно - развивающей среды в семейных условиях.
В РП учтена общность разития нормально развивающихся детей и детей с недоразвитием речи, что проявляется онтогенетическом подходе к построению ее содержания, с учетом закономерности развития детской речи в норме.