рабочая пр. логопункт

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 539

Принято
Педагогическим
советом
Протокол № 1
от «31» августа 2021г.

Утверждаю
Заведующий МБДОУ № 539
С.В. Бельченко
Приказ 1/105 от 31.08. 2021г

Рабочая программа
реализации образовательной области "Речевое развитие"
Основной общеобразовательной программы –
образовательной программы дошкольного образования
в группах общеразвивающей направленности
для детей 5 -7 лет
Разработчик:
Бобина Н.Н.
учитель-логопед,

Екатеринбург 2021

Содержание
1.

Целевой раздел.

3

1.1.

Пояснительная записка.

3

1.2..

Цели и задачи реализации Программы.

3

1.3..

Принципы и подходы к формированию Программы.

4

1.4.

Значимые для разработки и реализации программы характеристики

5

1.5.

Планируемые результаты освоения Программы.

6

1.6.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности

по

Программе.

2.

Содержательный раздел.

7

9

Описание образовательной деятельности коррекционно-развивающей
направленности с детьми дошкольного возраста с учителем-логопедом.

9

2.2
Содержание образовательной деятельности коррекционно-развивающей
направленности по коррекции звукопроизношения.

10

2.3.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.

12

3.

4.

Организационный раздел.

13

Организация образовательной деятельности с детьми с учителем-логопедом.

13

Материально-техническое обеспечение.

14

Краткое описание программы.

14

2

1. Целевой раздел
Пояснительная записка
Особое значение в дошкольном возрасте придается развитию речи. Речь является
одним из важнейших «психологических орудий», с помощью которых ребенок овладевает
своим поведением, происходит интеллектуализация всех его психических функций:
мышления, воображения, памяти, эмоций. Речь выступает как основной канал трансляции
культуры от поколения к поколению, а также является важнейшим средством обучения и
воспитания (Л.С.Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л.
Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Целью речевого развития ребенка является его
успешная социализация за счет формирования устной речи и навыков речевого общения
на основе литературного языка своего народа. Среди воспитанников детского сада есть
дети, которые имеют различные речевые недостатки, мешающие им в полном объеме
освоить основную общеобразовательную программу дошкольной образовательной
организации. Для оказания своевременной помощи таким дошкольникам в детском саду
№ 539 организован логопедический пункт. Профессиональная деятельность современного
педагога основывается на нормативно-правовых документах, одним из которых является
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
направленный на создание: 1) условий развития ребенка, открывающих возможности для
его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим возрасту видам деятельности; 2) развивающей образовательной среды,
которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей
(п.2.4. ФГОС ДО). Традиционно коррекционно-развивающая деятельность основывается
на индивидуальном подходе: зная и понимая структуру дефекта конкретного ребенка,
учитывая его возрастные и личностные потребности, особенности, учитель-логопед
подбирает необходимые средства и материалы для коррекции дефекта. Таким образом
формируются субъектно – объектные отношения, в которых ребенок – объект
деятельности.
Внедрение
ФГОС
ДО
позволило
переосмыслить понятие
«индивидуализация образования» и связать его с собственным вкладом ребенка в процесс
обучения, развития и саморазвития. Реализация данного положения возможна при
организации образовательной деятельности таким образом, чтобы ребѐнок становился
субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная
деятельность
служили
основным
средством
его
собственного
развития.
Индивидуализация образования - поддержка ребенка, построение его образовательной
траектории
или
профессиональная
коррекция
особенностей его
развития.
Индивидуализация дошкольного образования - построение образовательной деятельности
на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок
становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования. Поэтому, основным направлением моей профессиональной деятельности
является обеспечение качества коррекционно-развивающего процесса посредством его
индивидуализации.

3

Цели и задачи реализации Программы

Цель:
создание условий, обеспечивающих механизм компенсации дефектов речи детей,
способствующих развитию личности ребенка, эффективному усвоению содержания
ООПДО.
Задачи:
1. Осуществить коррекцию речевых нарушений у детей, опираясь на компенсаторные
возможности каждого ребёнка.
2. Обеспечить
преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателей,
музыкального руководителя, педагога-психолога по развитию основных составляющих
развития речи ребенка, основывающихся на координации педагогического воздействия, на
процесс воспитания и обучения.
3. Создать оптимальную систему коррекционного воздействия, изучив структуру
речевого дефекта детей с диагнозом ФФНР и ОНР.
4. Отслеживать результаты работы по развитию речи с последующим анализом.
5. Создать условия для творческого речевого сотрудничества с родителями.
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
• выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных
недостатками в их речевом развитии;
• осуществление индивидуально ориентированной логопедической, психологомедико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
• возможность освоения детьми с ОВЗ образовательной программы и их
интеграции в образовательном учреждении.
Принципы и подходы к формированию Программы
1. Принцип динамического восприятия: построение занятия на достаточном уровне
трудности, преодоление которых будет способствовать развитию детей, раскрытию их
возможностей и способностей;
2.
Принцип продуктивной обработки информации: вытекает из предыдущего принципа,
т.е. учитель-логопед организует обучение таким образом, чтобы у детей развивался
механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения;
3.
Принцип развития и коррекции высших психических функций: на каждом занятии
учитель-логопед включает коррекционные упражнения для развития зрительного
внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитикосинтетической деятельности, логического мышления;
4.
Принцип мотивации к научению: пробуждение интереса к процессу обучения
правильной речи.
Вся образовательная деятельность формируется внутри игровой деятельности и на ее
основе.
Основной формой организации логопедической работы являются индивидуальные и
подгрупповые занятия, количество и продолжительность которых зависит от
психофизических и возрастных особенностей ребенка.

4

Значимые для разработки и реализации программы характеристики
Среди значимых характеристик для разработки программы можно выделить следующие:
-наличие приоритетного направления деятельности: приоритетным направлением
деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта является коррекция
звукопроизносительной стороны речи;
- количество детей, зачисленных на логопедический пункт: в первую очередь
зачисляются дети старшего дошкольного возраста. На 2021-2022 учебный год на
логопункт детского сада № 539 зачислено 20 детей подготовительной и старшей групп;
- особенности речевого развития детей, зачисленных на логопедический пункт:
комплектование логопедического пункта осуществляется на основании логопедических
заключений: ФНР (фонетическое недоразвитие речи), ФНР (фонематическое
недоразвитие), ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
Возрастные особенности контингента воспитанников детского сада.
Социально-коммуникативное развитие
3-4 года
Зарождение целеустремленности. Формирование первых соподчинений мотивов. Главная
потребность ребенка – войти в мир взрослых, действовать вместе с ними. Сензитивный
период для развития самосознания, формирования образа «Я».
4-5 лет
Тенденция к самостоятельной деятельности. Взрослый, как эрудит, способный ответить на
любые вопросы. Сверстник становится предпочитаемым партнером. Появление новой
внутренней позиции, нового уровня осознания своего места в системе общественных
отношений.
5-6 лет
Потребность во взаимопонимании и сопереживании с взрослым. Сензитивный период для
развития моральных представлений и усвоения нравственных норм. Появление
произвольности психических процессов и способности управлять своим поведением.
6-7 лет
Сензитивный период для развития рефлексии, усвоения нравственных норм и правил.
Правильная дифференцированная самооценка. Возникновение «личного сознания».
Развитые коммуникативные навыки, готовность к взаимодействию с взрослыми и
сверстниками. Готовность к обучению в школе.
Речевое развитие
3-4 года
Активно стремятся к общению. Возрастает количество и многообразие вопросов. Это
форма активного общения детей с взрослыми. Активное усвоение грамматических форм
5

(различение единственного – множественного числа, признаков предметов по форме,
цвету и величине, названия детѐнышей животных). Свойственен диалог. Могут начать
пересказ сказки, продолжить его по вопросам взрослых, способны поделиться увиденным.
В большинстве своѐм произносят чѐтко все звуки родного языка (исключение составляют
звуки трудной артикуляции). Нормой является словотворчество.
4-5 лет
В познавательном развитии характерен новый способ познания – восприятие информации
посредством слова. Возраст наивысшей речевой активности. Дети делятся впечатлениями,
высказывая развѐрнутые суждения. В грамматическом строе допускают ошибки при
согласовании слов в предложении. Формируется умение отвечать и задавать вопросы.
Проявляется необходимость употреблять в речи предлоги, наречия, прилагательные
сравнительной и превосходной форм. В произношении возможны ошибки при
употреблении трудных звуков. Появляется внутренняя речь как сокращѐнная, свѐрнутая
форма речи.
5-6 лет
Значительный этап в формировании познавательной сферы. У детей наблюдается
стремление расширить свой кругозор, желание выявить и вникнуть в существующие в
мире связи и отношения. Растѐт желание детей заниматься умственной деятельностью,
любят рассуждать, спорить, решать интеллектуальные задачи. В речи начинают
появляться слова абстрактного понятия. Нет осознания того, что у слова может быть
несколько значений. Ребѐнок овладел правилами грамматики, образованием времѐн,
правилами построения простых и сложных предложений. Способны произносить трудные
звуки, речь отчѐтлива. Активны в словотворчестве, словоизменении и словообразовании.
У детей появляется критическое отношение к своей речи. Способны выходить за рамки
реального.
6-7 лет
Начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления.
Завершается процесс формирования речи, как средства общения. Речь отрывается от
конкретной ситуации. Появляются связные формы речи. Складывается планирующая
функция речи. Возникает выделение слова как абстрактной единицы, что даѐт
возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь.
Планируемые результаты освоения Программы
Главным результатом освоения программы является выпуск дошкольника на следующую
ступень образования с достаточным уровнем социализации за счет сформированного
правильного чистого звукопроизношения, способности формулировать мысли, развитых
фонематических процессов.
При планировании результатов освоения Программы мы держим курс на целевые
ориентиры ФГОС ДО, который гласит, что на этапе завершения дошкольного образования
ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, может использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний, способен к построению речевого
6

высказывания в ситуации общения, имеет правильно сформированное
звукопроизношение, обладает развитым в пределах возрастной нормы фонематическим
слухом, может выделять звуки в словах, определять место звука в слове, у ребенка
складываются предпосылки грамотности. На этапе завершения дошкольного образования
у ребенка должна быть хорошо развита мелкая моторика пальцев рук, что говорит о
сформированности предпосылок к письму.

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Направления профессиональной деятельности учителя-логопеда
1. Диагностика:
• Первичное обследование детей дошкольного возраста в МБДОУ для выявления
нуждающихся в помощи логопеда.
• Углубленное логопедическое обследование детей с нарушениями речи.
Раннее выявление детей с проблемами в развитии.
• Диагностика результативности коррекционно-развивающего (логопедического)
процесса.
2. Коррекционно-развивающая работа с детьми:
• Коррекционно-развивающие занятия по развитию разных сторон речи.
• Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков.
3. Консультирование, информирование, просвещение родителей и педагогов:
• Составление плана просветительской работы с родителями.
• Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию.
• Проведение консультаций, практикумов.
• Оказание консультативной помощи по оформлению документов для ТПМПК.
4. Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов:
• Постановка задач и разработка сценария консилиума.
• Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов.
• Участие в консилиуме.
• Реализация решений консилиума.
5. Организационная работа:
• Зачисление детей на логопедические занятия в МБДОУ.
• Сдача списков детей в ТПМПК, зачисленных на логопедический пункт.
• Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений.
• Направление на обследование в ТПМПК детей с тяжелыми нарушениями речи
для уточнения диагноза.
• Составление сетки занятий и графика работы.
• Составление перспективных планов индивидуальной и подгрупповой работы.
• Изучение медицинских карт.
Диагностическая работа включает логопедическое обследование всех возрастных
групп МБДОУ (начало и конец года), с целью составления логопедических заключений, а
также зачисления детей средней, старшей и подготовительной групп на логопедический
пункт. Среди данной группы детей в январе проводится контрольный срез речевого
развития для уточнения логопедических заключений. В мае подводятся итоги
коррекционной работы среди детей, зачисленных на логопедический пункт.

7

На основании проведенного логопедического обследования заполняются протоколы
обследования устной речи на все возрастные группы МБДОУ. Цель протоколов –
определить наличие речевого дефекта для постановки первичного заключения.
На логопедический пункт зачисляются дети из подготовительных, старших и
средних групп, имеющие нарушения устной речи, показатели их речевого развития в
процентном соотношении записываются в протоколы мониторинга дошкольного
логопедического пункта, а также строятся индивидуальные планы речевого развития
детей, зачисленных на логопедический пункт. Все протоколы оформляются в
соответствии со структурой речевого нарушения дошкольников. С помощью данных
протоколов можно четко проследить динамику речевого развития детей, зачисленных на
логопедический пункт.
К протоколам и индивидуальным планам мониторинга динамики речевого развития
дошкольников прилагается аналитическая справка, в которой проводится сравнительный
анализ обследований в начале и в конце года и выделяются несколько групп детей: норма,
значительные улучшения, улучшения, без улучшений, прервали занятия. Указывается
причина незначительной динамики после проведенной коррекционной работы у группы
детей, которая осталась без улучшений (например, дети редко посещали детский сад в
связи с болезнью).
Наличие таких документов позволяет быстро производить подсчеты и наглядно
проследить результаты логопедической работы.
Отобранных для обучения на логопедическом пункте детей с нетяжелыми
нарушениями речи (ФФНР, ФНР) учитель-логопед направляет на психолого-медикопедагогический консилиум МБДОУ, по итогам обследования которого принимается
решение о зачислении ребенка на логопедический пункт.
На каждого зачисленного ребенка дошкольного возраста учитель-логопед заполняет
речевую карту в соответствии со структурой речевого нарушения:
• речевая карта для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, где
подробно отмечаются особенности фонематического восприятия, слоговой структуры,
звукопроизношения;
• речевая карта для детей с общим недоразвитием речи, где более полно
раскрывается состояние словаря, грамматического строя, связной речи, особенности
фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения.
Использование таких речевых карт позволяет проследить речевое развитие ребенка и
составить индивидуальную программу развития согласно структуре речевого нарушения.
В речевых картах учитель-логопед отмечает не только нарушения в речи, но и исследует
сохранные речевые возможности детей. Поэтому индивидуальный план развития
составляется с учетом данных возможностей для исправления выявленных нарушений.
Для воспитателей и родителей воспитанников учителем-логопедом проводится
тематическое консультирование, организуются семинары-практикумы, где даются
соответствующие рекомендации.
Учитель-логопед
на
занятиях
уделяет
особое
внимание
коррекции
звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй,
словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель включает в
свой план работы.
Таким образом, работа воспитателя и учителя-логопеда скоординирована: учительлогопед подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам,
изучаемым детьми на занятиях с воспитателями, а также учитывает требования ООПДО,
реализуемой в МБДОУ. Воспитатель при проведении занятий, индивидуальной работы с
детьми учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития
фонематической стороны речи ребёнка.

8

2. Содержательный раздел.

Описание образовательной деятельности коррекционно-развивающей
направленности с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта Основные
направления работы
Упорядочивание
речевой
(артикуляционной)
моторики
Данное направление
работы включает в себя
упражнения для
нижней челюсти, губ,
языка, при
необходимости
мягкого неба и на
выработку
целенаправленной
воздушной струи.
Упражнения
выполняются сначала в
статике, затем в
динамике, обеспечивая
возможность
переключения органов
артикуляционного
аппарата,
необходимого при
говорении.

Коррекция звукопроизношения

Развитие
фонематических
процессов (слух и
восприятие)
Данное направление работы проходит Данное направление
поэтапно: I – подготовительный этап:
работы начинается с
- подготовка органов речевого
обучения опознаванию
аппарата к постановке звука; звуков, сохранных в
вводится необходимая терминология; - речи ребенка по
разучиваются алгоритмы основных
следующему
видов логопедической работы; алгоритму:
формируется навык работы с большим артикуляция звуков,
и маленьким зеркалом и навык
анализ
общения с учителем-логопедом перед кинестетических
зеркалом; - ребенок привыкает
ощущений от звуков с
соблюдать правила личной гигиены
полисенсорной опорой,
(чистка носовой и ротовой полости,
определение звука на
мытье рук), по показаниям. Обычно
слух.
этот этап занимает
Последовательность
непродолжительный промежуток
выделения звука: в
времени. Планируемый результат –
слове, в ряду слогов, в
формирование артикуляционной базы ряду изолированных
звука. II – постановка звука. Способы
звуков, в текстах.
постановки звука: - по подражанию от артикуляционной гимнастики - от
опорного звука - с механической
помощью - комбинированный способ.
Планируемый результат – постановка
звука. III – автоматизация звука –
закрепление вновь созданной на
прошлом этапе условно-рефлекторной
связи произнесения звука. Звук
закрепляется изолированно, в слогах, в
словах, во фразах, в предложениях и в
связной речи ребенка. При отсутствии
неврологического статуса и ТНР этап
длится непродолжительное время.
Планируемый результат – ребенок
использует поставленный звук в
самостоятельной речи. IV –
дифференциация звуков. Основные
задачи этапа – научить ребенка
различать механизмы места
образования звуков, фонематические
представления об этих звуках и
правильно употреблять смешиваемые
звуки в речи. Звуки
9

дифференцируются изолированно, в
слогах, в словах, в предложениях, в
самостоятельной речи ребенка.
Параметры дифференциации:
артикуляция и кинестетические
ощущения (губы, язык, нижняя
челюсть), способ образования звука,
акустическая характеристика звука.
Речевой материал подбирается
максимально насыщенный
смешиваемыми звуками.
Планируемый результат – ребенок не
смешивает звуки в самостоятельной
речи.
Содержание образовательной деятельности коррекционно-развивающей
направленности по коррекции звукопроизношения
Сонорные звуки
Свистящие звуки
Шипящие звуки
Р
Л
С
З
Ш
Ж
Подготовительный этап (артикуляционная гимнастика)
«Маляр»,
«Маляр»,
«Блинчик»,
«Блинчик»,
«Рупор» или «Рупор» или
«Лошадка»,
«Чистим
«Улыбка» «Улыбка» «Окошко» «Окошко» «Грибок»,
верхние
формировани формировани формировани формировани
«Болтушка»
зубки» е уклада губ; е уклада губ; е уклада губ; е уклада губ;
(с ватной
формиров «Заборчик»,
«Заборчик»,
«Блинчик»,
«Блинчик»,
палочкой) –
ание
«Чистим
«Чистим
«Чашечка»,
«Чашечка»,
формировани правильно нижние
нижние
«Вкусное
«Вкусное
е
го уклада
зубки»,
зубки»,
варенье» варенье» правильного языка;
«Птенчик» «Птенчик» формировани формировани
уклада языка; «Пароход» формировани формировани е
е
«Фокус» е
е
правильного правильного
развитие
формиров правильного
правильного
уклада языка; уклада языка;
целенаправле ание
положения
положения
«Фокус» «Фокус» нной
плавного
языка; «Забей языка; «Забей развитие
развитие
воздушной
выдоха
гол» гол» целенаправле целенаправле
струи.
формировани формировани нной
нной
е сильного,
е сильного,
воздушной
воздушной
плавного,
плавного,
струи
струи;
продолжител продолжител
включение и
ьного выдоха. ьного выдоха;
выключение
включение и
голоса с
выключение
тактильным
голоса с
контролем.
тактильным
контролем .

10

Тематический план работы учителя-логопеда по формированию лексикограмматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе
Месяц. неделя.
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Март
1 неделя

тема
«Вот и стали мы на год взрослее»
День знаний .Школа. Профессии.
Путешествия. Осень. Изменения в природе. Грибы. Ягоды.
Красота в жизни, природе и искусстве.
Лес. Деревья. Кустарники. Овощи-фрукты.
День дошкольного работника.
Профессии в детском саду. Посуда.
Международный день музыки.
Музыкальные инструменты.
Мир растений и животных .
Уникальный мир растений и животных Урала.
Животные и растения континентов.
Мир человека.
Дом. Мебель.
День народного единства.
Я живу на Урале.
Моя страна Россия.
Всемирный день приветствий.
Азбука этикета. Продукты питания.
День матери.
Международный день инвалида.
Спорт и здоровье.
Мастерилка.
Творческая мастерская.
Зимние забавы.
Зима. Зимующие птицы.
Дикие животные зимой.
Уральские самоцветы.
Знакомство с творчеством П.П.Бажова.
Народная культура и традиции.
Азбука безопасности.
Здоровье и безопасность. Транспорт. ПДД.
Международный день языка.
Творчество писателей. Пришвин, Носов.
Защитники отечества.
В мире героических людей.
Защитники Отечества.
Военные профессии.
Широкая масленица.
Взятие крепости.
Мамин день.
Мамы разные нужны ,мамы всякие важны. Женские профессии.
Ранняя весна. Одежда. Обувь.
День земли и воды.
Богатства нашей земли.
11

2 неделя
3 неделя
4 неделя

Весна. Изменения в природе. Весенние сельскохозяйственные
работы.

Апрель
1 неделя
2 неделя

Необычное рядом.
Космос. Космические явления.

3 неделя

Птицы России , птицы мира.

4 неделя

Праздник весны и труда.

Май
1 неделя

Лес. Сад. Парк. Насекомые.

2 неделя
3 неделя

День птиц.

День победы.
Мой Екатеринбург.

4 неделя

Памятные места нашего города.

Июнь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Устное народное творчество. Лето.
День защиты детей.
Луг. Цветы на лугу.
Народные сказки ,загадки, пословицы.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников
Равноправными субъектами педагогического процесса коррекционно-развивающей
направленности являются дети, родители, воспитатели, учитель-логопед и специалисты
детского сада.
Программа исходит из того, что ребенок живет в семье, еѐ влияние – основа развития и
воспитания, еѐ законы и ценности приоритетны. Конечно, профессионализм педагога
чрезвычайно важен для работы с детьми. Однако его профессиональную
заинтересованность в каждом ребенке не стоит противопоставлять глубокому, природой
заложенному интересу к судьбе собственного ребенка. Собственно, профессионализм
педагога во многом определяется тем, насколько успешно он работает в союзе с
родителями ребенка.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность
по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ и их
родителями.
Консультации по запросу проводятся учителем-логопедом также для родителей других
воспитанников. Курс вопросов касается профилактики устной и письменной речи,
возрастного и индивидуального развития конкретного ребенка.
Консультативнорекомендательная

Лекционнопросветительск

Практически
е показы:

Досуговая
деятельность

Индивидуальные
занятия
12

ая
Формы работы
- медико-психологопедагогическое
обследование ребѐнка;
- беседа с родителями

Содержание
- ответы на
интересующие
вопросы;
-совместная оценка
уровня развития
ребѐнка;
- возможности ребѐнка
и предполагаемые
перспективы;
- рекомендации по
организации
дальнейшего развития
ребѐнка в семье;
- в доступной форме –
суть речевой проблемы.

родителей с
ребёнком

- лекционные
занятия;
- консультации;
- привлечение
дополнительных
специалистов

консультации
с показом
детской
деятельности
;

- детские утренники
и праздники;
- совместные
экскурсии

- ведение детских
тетрадей;
консультировани
е по работе с
карточками для
домашних
заданий

- необходимые
теоретические
знания по
различным
вопросам
воспитания и
развития;
- знакомство с
медицинским
аспектом
развития ребѐнка
(по заявкам);
- знакомство с
новинками:
развивающие
игры, пособия и
литература .

- знания по
формировани
ю умений и
навыков у
детей.

- возможность
неформального
общения с
педагогами, друг с
другом;
- возможность
поделиться
семейным опытом
воспитания при
подготовке к
празднику.

- информация о
продвижении
ребѐнка, его
успехах;
- информация о
трудностях,
возникающих у
ребѐнка;
- информация об
изучаемом
материале .

3. Организационный раздел

Организация образовательной деятельности с детьми в условиях логопункта.
Комплектование логопедическогопункта осуществляется из числа воспитанников данного
ДОУ на основании логопедических заключений: ФНР, фонематическое недоразвитие
речи, ФФНР, ОНР. С родителями этих детей проводится индивидуальная консультация, в
ходе которой специалист сообщает родителям (законным представителям) о степени
тяжести речевого нарушения, выписывает направление к узким специалистам (невролог,
отоларинголог, сурдолог, офтальмолог, дефектолог, психолог) для уточнения или
постановки клинического диагноза. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями (ОНР,
дизартрия, алалия, заикание, ринолалия) и ЗПР направляются на консультацию в
муниципальную психолого-медико-педагогическую комиссию ПМПК для определения
дальнейшего маршрута. В случае отказа родителей от обследования ПМПК учительлогопед не несет ответственности за полное устранение речевого нарушения. Основными
формами организации логопедической работы являются индивидуальные и подгрупповые
коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Организация занятий:- частота и продолжительность занятий определяется характером и
степенью выраженности речевых нарушений, возрастом и психофизическими
особенностями детей; - длительность проводимого занятия
13

определяется требованиями СанПиН и не может превышать показателей максимальной
учебной нагрузки применительно к возрасту(25 минут–5-6 лет, 30 минут–6-7 лет);
Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несет учительлогопед, воспитатель группы, родители и администрация образовательного учреждения.
Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября по 31 мая как в часы,
свободные от образовательной деятельности, так и во время ее проведения. Учительлогопед берет детей на свои занятия в любое время кроме физкультурных и музыкальных
занятий. Занятия проводятся в первой и второй половине дня .Обследование детей ДОУ
осуществляется с 1 по 30 сентября и с 1 по 30 мая, а также в течение года по
необходимости. При выявлении детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед
направляет родителей на консультацию к врачам-специалистам для уточнения речевого
заключения. Для логопункта выделяется отдельный кабинет, отвечающий санитарногигиеническим требованиям. График работы логопеда составляется ежегодно,
утверждается заведующим дошкольного образовательного учреждения и хранится в
руководящих документах логопеда.

Дни недели

Занятия с детьми

понедельник
среда
пятница

15.00.-17.00
9.00-12.00
15.00.-17.00

Консультации
родителей
17.00-18.00

Методическая
работа
12.00-13.00

17.00-18.00

Материально-техническое обеспечение
Оборудование логопедического кабинета:
1. Столы по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.
2. Настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением,
над которым висит лампа, обеспечивающая специальное освещение.
5. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула —
для ребенка и для учителя-логопеда.
7. Технические средства обучения.
8. Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещенный в
отдельном ящике или конвертах.
9. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в
специальные ящики.
10. Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом
для работы над звукопроизношением.
11. Различные речевые игры.
12. Методическая литература.
13. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.
4. Краткое презентация программы
Особое значение в дошкольном возрасте придается развитию речи. Речь является одним
из важнейших «психологических орудий», с помощью которых ребенок овладевает своим
поведением, происходит интеллектуализация всех его психических функций: мышления,
воображения, памяти, эмоций. Речь выступает как основной канал трансляции культуры
14

от поколения к поколению, а также является важнейшим средством обучения и
воспитания (Л.С.Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, С
.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Целью речевого развития ребенка является формирование устной речи и навыков
речевого общения на основе литературного языка своего народа.
Среди воспитанников детского сада есть дети, которые имеют различные речевые
недостатки, мешающие им в полном объеме освоить основную общеобразовательную
программу дошкольной образовательной организации. Для оказания своевременной
помощи таким дошкольникам в детском саду N 539 организован логопедический
пункт.
Положение об организации работы логопедического пункта составлено на основании
Письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. No2 «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Логопедический пункт
является структурным подразделением дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)
любого вида.
Логопедический пункт открывается органами управления образованием при наличии
соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программнометодических и кадровых условий. Работа логопедического пункта осуществляется на
основе Нормативно-правовых документов системы образования.
Цель:
создание условий, обеспечивающих механизм компенсации дефектов речи детей,
способствующих развитию личности ребенка, эффективному усвоению содержания
ООПДО.
Задачи:
1. Осуществить коррекцию речевых нарушений у детей, опираясь на компенсаторные
возможности каждого ребёнка.
2. Обеспечить преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателей, музыкального
руководителя, педагога-психолога по развитию основных составляющих развития речи
ребенка, основывающихся на координации педагогического воздействия, на процесс
воспитания и обучения.
3. Создать оптимальную систему коррекционного воздействия, изучив структуру речевого
дефекта детей с диагнозом ФФНР и ОНР.
4. Отслеживать результаты работы по развитию речи с последующим анализом.
5.Создать условия для творческого речевого сотрудничества с родителями.
Направления профессиональной деятельности учителя-логопеда
1. Диагностика:
• Первичное обследование детей дошкольного возраста в МБДОУ для выявления
нуждающихся в помощи логопеда.
• Углубленное логопедическое обследование детей с нарушениями речи.
Раннее выявление детей с проблемами в развитии.
• Диагностика результативности коррекционно-развивающего (логопедического)
процесса.
2. Коррекционно-развивающая работа с детьми:
• Коррекционно-развивающие занятия по развитию разных сторон речи.
• Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков.
3. Консультирование, информирование, просвещение родителей и педагогов:
• Составление плана просветительской работы с родителями.
• Принятие решения о приглашении родителей (семьи) на консультацию.
• Проведение консультаций, практикумов.
15

• Оказание консультативной помощи по оформлению документов для ТПМПК.
4. Проведение психолого-медико-педагогических консилиумов:
• Постановка задач и разработка сценария консилиума.
• Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов.
• Участие в консилиуме.
• Реализация решений консилиума.
5. Организационная работа:
• Зачисление детей на логопедические занятия в МБДОУ.
• Сдача списков детей в ТПМПК, зачисленных на логопедический пункт.
• Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений.
• Направление на обследование в ТПМПК детей с тяжелыми нарушениями речи
для уточнения диагноза.
• Составление сетки занятий и графика работы.
• Составление перспективных планов индивидуальной и подгрупповой работы.
• Изучение медицинских карт.
Организация занятий:
- частота и продолжительность занятий определяется характером и степенью
выраженности речевых нарушений, возрастом и психофизическими особенностями детей;
- длительность проводимого занятия определяется требованиями СанПиН и не может
превышать показателей максимальной учебной нагрузки применительно к возрасту(25
минут–5-6 лет, 30 минут–6-7 лет);
Ответственность за посещение детьми занятий на логопедическом пункте несет учительлогопед, воспитатель группы, родители и администрация образовательного учреждения.
Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября по 31 мая как в часы,
свободные от образовательной деятельности, так и во время ее проведения. Учительлогопед берет детей на свои занятия в любое время кроме физкультурных и музыкальных
занятий. Занятия проводятся в первой и второй половине дня .Обследование детей ДОУ
осуществляется с 1 по 30 сентября и с 1 по 30 мая, а также в течение года по
необходимости.
При планировании результатов освоения Программы мы держим курс на целевые
ориентиры ФГОС ДО, который гласит, что на этапе завершения дошкольного образования
ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, может использовать речь для
выражения своих мыслей, чувств и желаний, способен к построению речевого
высказывания
в
ситуации
общения,
имеет
правильно
сформированное
звукопроизношение, обладает развитым в пределах возрастной нормы фонематическим
слухом, может выделять звуки в словах, определять место звука в слове, у ребенка
складываются предпосылки грамотности. На этапе завершения дошкольного образования
у ребенка должна быть хорошо развита мелкая моторика пальцев рук, что говорит о
сформированности предпосылок к письму.

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».